Сергей Аксенов: Гаражная амнистия затронет порядка 3,5 миллиона человек
«Не решаемая годами проблема хранения автомобилей при ежегодном росте автомобильного парка в стране привела к обострению ситуации с объектами гаражного назначения. Специальный закон, внятно регулирующий правоотношения государства, муниципалитетов и владельцев гаражей до последнего времени отсутствовал, не смотря на большое количество стационарных и не стационарных гаражных объектов, многие из которых построены ещё в советское время. Складывалась, поистине, патовая ситуация, в системе современного Российского законодательства. Если ты хочешь оформить объект - тебе нужны права на землю под ним. А если хочешь оформить землю, то тебе нужен объект.
Работа над законодательством, регулирующим такие правоотношения идет не один год. Над разработкой соответствующего закона трудилось Минэкономразвития, подключался Росреестр, в некоторых субъектах РФ были попытки разработать и принять аналогичные региональные законы, как это было, например, в 2015-2016 годах в Ульяновской области. Но юридические коллизии в имущественном и земельном праве существуют в федеральном законодательстве, а региональные законы не могут противоречить федеральным законам, этого требует Конституция – основной закон Нашей страны.
Следовательно, исправлять ситуацию необходимо на федеральном уровне, как воздух нужен правовой акт, регулирующий правоотношения с собственностью и землей под индивидуальными гаражами, гаражными кооперативами капитальными и не капитальными объектами гаражного назначения. Таким актом призван стать закон, получивший в народе название: «Закон о гаражной амнистии».
Документ вводит упрощенный порядок регистрации гаражей, построенных до 31 декабря 2004 года. Именно тогда вступил в силу нынешний Градостроительный кодекс. Механизм будет работать по аналогии с дачной амнистией. По общим подсчетам, гаражная амнистия затронет порядка 3,5 миллиона человек.
Смысл гаражной амнистии в том, чтобы люди смогли по упрощенной схеме получить право собственности на землю и саму постройку. Будет документ - появятся и прочие права: наследовать, дарить, продавать. В современной истории России было немало прецедентов, когда власти изымали землю гаражных кооперативов и отдельных гаражей. А потом эту землю отдавали под застройку. Не было никаких документов, чтобы доказать право собственности. Компенсации выплачивали не всегда - и вполне законно, так как землю под кооперативы раздавали в советское время, часто это делали предприятия. Каких-то документов от этого не осталось. Когда гаражная амнистия вступит в силу, просто забрать землю будет нельзя.
Кроме того, от незарегистрированных объектов гаражного назначения, в бюджеты различного уровня не поступают доходы в виде арендной платы, земельного налога и налога на имущество физических лиц; не установлены лица, ответственные за содержание и эксплуатацию гаражей, в том числе с точки зрения обеспечения безопасности населения, что значительно ухудшает комфортность городской среды.
Кроме того, легализация будет стимулировать создание новых кооперативов, что поможет оздоровить ситуацию с придомовыми стоянками.
Так проектом федерального закона вносятся изменения в Федеральный закон
от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», предусматривающие одновременный государственный кадастровый учет
и государственную регистрацию права собственности на гараж, возведенный
до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации, и земельный участок, на котором расположен такой гараж, по заявлению органа государственной власти или органа местного самоуправления, предоставившего данному гражданину указанный земельный участок. Предусмотрена и возможность гражданам подавать такие заявления. Регистрации не будут подлежать гаражные объекты, признанные судом самовольными постройками.
Вместе с тем, Проектом закона предложено осуществлять размещение гаражей, не являющихся объектами капитального строительства, на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута. Муниципалитеты смогут разрабатывать схемы размещения нестационарных, как правило – металлических гаражей. Предполагается взимание платы, но региональными законами будут определены льготные категории граждан, которых от платы могут освободить.
Считаю данный законопроект очень актуальным, могу назвать его – долгожданным! В цивилизованном и правовом государстве не должно оставаться юридических пробелов и неурегулированных областей права, тем более, касающихся многочисленных групп наших сограждан.
Данное положение очень актуально и для нашего региона. Острота «гаражной проблемы» серьезно ощущается в Астрахани. В городе насчитывается порядка 35 тысяч незарегистрированных гаражей. Депутаты разных уровней, неоднократно подступались к этой проблеме, желая разрешить её, что бы отстоять права граждан и пополнить бюджет. Но в рамках действующего правового поля довести эту работу до конца было невозможно.
Подавляющее число владельцев гаражей готовы платить за размещение нестационарных гаражных объектов на государственных и муниципальных землях, но вместе с тем, быть уверенными в завтрашнем дне. В том, что его дом для «железного коня» не будет однажды принудительно перемещен на штрафную стоянку, а автомобили не переберутся для парковки во дворы, затрудняя движение пешеходов, коммунальной и специальной техники, осложняя экологическую и социальную ситуации».